Фотоотчёт об изготовлении дачной скамьи "Полевая Ромашка". 2 часть: шлифовка и финишная отделка

Изображение_ТитулШлифовка поверхности древесины - необходимый и очень важный этап защитно-декоративной отделки. Качество проделанной работы будет определять не только внешний вид конечного изделия, но и его долговечность. Тщательной шлифовке должны быть подвергнуты поверхности, обрабатываемые прозрачными лакокрасочными материалами, в том числе маслами, особенно колерованными (тонированными). Пигмент (колер) обязательно "застрянет" в какой-нибудь каверне и его уже ничем оттуда не извлечёшь. Все дефекты станут отчётливо видны, и исправить ситуацию поможет только перешлифовка. Но это настолько трудоёмкой процесс, что до него дело лучше не доводить. Вложив столько времени и сил в столярную работу, халтурное отношение к шлифовке - откровенное вредительство самому себе и неуважение к заказчику.


Часть 2


Для шлифования поверхности можно применить разнообразный ручной инструмент или станки. А можно всё выполнить вручную обычным деревянным бруском и наждачной бумагой - кому какие средства доступны. Комплексовать не стоит, можно и руками добиться отличного качества. Определяющую роль здесь будут играть время и физические силы.


У меня до сих пор нет хорошего шлифовального инструмента. То ли дешёвый не хочу покупать, то ли задач пока масштабных не стояло, то ли лень, не знаю. Обхожусь одной левой рукой (я левша) и, кажется, получается не плохо. Да, процесс долгий, изматывающий, но отвращения у меня не вызывает. Нравится, что поделаешь. К тому же я пока работаю с сосной, а это мягкая древесина, легко поддаётся обработке. Если бы мне попался дуб или ясень, скорее всего я бы уже давно разорился на какую-нибудь орбитальную шлифмашинку.


На шлифовку деталей скамейки я потратил около 12 часов, справился за 2 дня. Потом три дня не мог нормально кисть сжать в кулак - мизинец и безымянный пальцы слушаться отказывались. Тем не менее я был в восторге от проделанной работы.


Шлифовал одной зернистостью - 120 грит. Направление - вдоль волокон. Постепенно сошлифовал все неровности, ступеньки, царапины и вмятины. Поверхность древесины удивительно преобразилась: даже не окрашенная стала смотреться красиво и привлекательно, на ощупь приятна.


Ниже на фото показана поверхность поперечной царги перед шлифовкой. Сколы, вмятины, локальные вырывы, следы от карандаша - естественное состояние деталей после столярной обработки. На этапе шлифовки все эти артефакты должны быть удалены.


Поперечная царга перед шлифовкой


Поверхность поперечной царги перед шлифовкой (фото 1)


Поверхность поперечной царги перед шлифовкой (фото 2)


Поверхность поперечной царги перед шлифовкой (фото 3)


Процесс шлифовки.


Шлифовка царги


Результаты шлифовки.


Результат шлифовки (фото 1)


Результат шлифовки (фото 2)


Результат шлифовки (фото 3)


Результат шлифовки (фото 4)


Результат шлифовки (фото 5)


Поверхность ламели сиденья перед шлифовкой. Видны поднятый ворс и небольшие задиры.


Поднятый ворс


Другая ламель. На поверхности заметны поперечные следы от ножей и прижимных валиков рейсмуса.


Следы от ножей и валиков рейсмуса


Прочие дефекты.


Прочие дефекты


Все эти дефекты требуют устранения. Вновь шлифуем.


Шлифовка ламели


Результаты шлифовки.


Шлифованная ламель


Ещё один случай, когда на поверхности детали имеются следы от диска пилы. Хорошо, если они не очень глубокие - шлифовка занимает не много времени. Здесь же пришлось потрудиться.


След от пилы перед шлифовкой


Шлифовка


Устранение дефекта от диска пилы (фото 1)


Устранение дефекта от диска пилы (фото 2)


Поверхность отшлифована. Дефект удалён.


Дефект удалён


Так, постепенно, осматривая каждую деталь и шлифуя её, добиваемся ровной бездефектной поверхности.


Шлифовка всех деталей


Все детали отшлифованы.


Шлифованные детали


Шлифовальная шкурка быстро забивается, особенно на смоляных участках, и её часто приходится менять. Накопилась целая гора.


Гора шлифовальной шкурки


Добавлю, что для финишного покрытия маслом поверхность нужна не только без изъянов, но ещё с открытыми порами. Если торцевые участки не особо требовательны к этому, то радиальные и тангенциальные могут попросту отказаться активно впитывать масло. Заполированная поверхность почти не пригодна для обработки маслянными составами, поэтому её рекомендуется обрабатывать зерном не более 150-180 грит. Впитывающие способности древесины от этого усиливаются, толщина защитного слоя увеличивается. Шлифовка мелким зерном воспрепятствует эффективному проникновению масла в верхние слои древесины. Такова общая физика процесса, но всегда всё индивидуального и в каждом конкретном случае нужны пробные выкрасы на том же материале, из которого сделано само изделие.


Я дня два выделил на пробные выкрасы. Перепробовал различные варианты красителей и схем нанесения колера. В итоге остановился на следующем: первый слой - скипидар с колером, второй слой - прозрачная лазурь, третий слой - прозрачное масло для террас. Все материалы от ТД "Мартьянов".


Но прежде чем переходить непосредственно к декоративно-финишной отделке маслом, некоторые элементы скамьи необходимо склеить друг с другом. Места склейки дополнительно усиливаем нагелями.


Склейка элементов


Усиление нагелями (фото 1)


Усиление нагелями (фото 2)


Усиление нагелями (фото 3)


Продолжаем склейку элементов.


Склейка поперечин спинки


Чтобы масло не попадало в отверстия для шкантов, закроем их заглушками.


Установка заглушек


Первым слоем я наношу Живичный скипидар, смешанный с колером в соотношении 1:10. Колер я взял в цвете "Тёмный орех". Нравится мне его "игра" на сосне. Скипидар (именно Живичный) отлично растворяет смолу и хорошо увлекает за собой колер во внутренние слои древесины, равномерно распределяя его по поверхности. Получается такой состав, наподобие морилки. Древесина приобретает яркий и насыщенный оттенок.


Скипидар очень летуч, поэтому поверхность дерева можно даже не протирать, а можно немного "растянуть" по поверхности.


Нанесение первого слоя (фото 1)


Нанесение первого слоя (фото 2)


Нанесение первого слоя (фото 3)


Нанесение первого слоя (фото 4)


Нанесение первого слоя (фото 5)


Первому слою даём просохнуть в течение суток. Далее наносим второй слой прозрачной Лазури.


Лазурь используется как промежуточный слой для обработки более глубоких слоёв древесины. Она не содержит восков, представляет из себя не очень вязкую маслянную жидкость, поэтому способно проникать глубже. Но в качестве самостоятельного покрятия её использовать не рекомендуется.


С Лазурью поступаем, как с маслом - следуем определённой технологии: наносим на поверхность, ждём появления матовых пятен, потом насухо протираем сухой безворсовой салфеткой (пятна обычно проявляеются на мягких слоях древесины минут через 30-40).


Нанесение второго слоя Лазури


Второму слою даём просохнуть сутки. Далее наносим третий слой - прозрачное масло для террас. Аналогично, ждём минут 30-40, потом насухо протираем поверхность и оставляем на сутки.


Особо хочу отметить, что вся промасленная ветошь в обязательном порядке должна быть правильно утилизирована. Полимеризация масла - процесс изотермический - идёт с повышением температуры. В скомканной виде тряпьё способно самовозгораться.


Третий слой - масло для террас (фото 1)


Третий слой - масло для террас (фото 2)


Продолжаем склейку элементов друг с другом.


Склейка элементов (фото 1)


Склейка элементов (фото 2)


Нагруженные соединения укрепляем нагелями.


Установка нагелей (фото 1)


Установка нагелей (фото 2)


Устанавливаем ламели сиденья.


Установка ламелей сиденья (фото 1)


Установка ламелей сиденья (фото 2)


Установка ламелей сиденья (фото 3)


Скамья готова. Спинка фиксируется достаточно жёстко. 


Скамья готова


Общий вид скамьи


Вот такая замечательная скамья у меня получилась. Занимался ею каждый день, по полтора-два часа. В общей сложности ушло около двух месяцев. Долго? Может быть. Зато сколько положительных эмоций я испытал. А еще большее удивление и восторг испытали родные люди, для которых я эту скамью изготовил. Краем глаза даже заметил, что и соседи из окон подглядывали. Всё-таки приятно, что людям нравится то, что ты сделал своими руками!

Нет комментариев
Добавить комментарий