Скамья или лавка на даче - всегда крайне востребованный предмет уличной мебели. Можно, конечно, обойтись табуретом или парой кое-как струганных досок, брошенных на два чурбака, но это как-то "по-колхозному", грубо и не эстетично. Времена уже не те, да и многие люди стали другие: внимательные, требовательные, амбициозные. Помимо сухой практичности и функциональности давно привыкли ожидать от окружающих объектов чего-то удивительного и, порой, даже шокирующего. "Вытянуть" из садовой скамейки шедевр столярного искусства - дело сложное и неблагодарное. Но добавить необычности и оригинальности можно всегда.
Часть 1
Преимущество частной столярной мастерской перед массовым поточным производством состоит в том, что работы всегда являются авторскими, выполненными в единственном экземпляре, с учётом индивидуальных предпочтений клиента. Но это всё мелочь и глупость, просто шелуха по сравнению с творческими исканиями мастера и реализацией его тайного замысла. Душа автора, "вложенная" в изделие способна его "оживить", остановить на себе случайный взгляд, взволновать и даже заставить плакать, освежая в памяти воспоминания прошлого.
Разумеется, для меня пока не достижим такой уровень творческого и духовного развития. Да и способен ли я на такое? Сейчас об этом рано говорить. Мои ремесленные навыки вполне отвечают мастеру со среднестатистическими руками и мозгами. И эти навыки и умения позволяют мне достичь, как мне кажется, неплохих показателей в моем столярном увлечении.
Часто я брожу по дачному участку или там же сижу на качелях в поисках какой-нибудь идеи. Когда она меня посещает, я сильно вдохновляюсь, целый день могу её обдумывать, зарисовывать, в интернете искать прототипы. В такие часы я испытываю чувство глубокого удовлетворения, возможно, даже счастья. Но бывают дни, когда я ничего не могу придумать, а ещё хуже, если задуманное не могу быстро реализовать. Это отвратительное ощущение, близкое к состоянию депрессии и отчаяния. Я сильно раздражён и утомлён. Спасаюсь написанием вот таких фотоотчётов или чтением столярно-плотницкой литературы. Ну, и основная работа (офисная) также немного отвлекает.
История создания данной скамьи началась с постройки на участке небольшого подсобного строения. Появилось место, в которое неплохо бы вписалось что-то, напоминающее завалинку при избе на одного-двух человек. Первоначально хотелось сделать быстро и по-простому: широкая доска на двух балках. Примерно так, но без спинки:
Но я вовремя одумался. К тому же давно искал очередной проект для своих рук. Убедил людей, что лучше дольше, но лучше, и через полтора-два месяца представил на всеобщее обозрение своё творение:
У окружающих оно вызвало удивление и восхищение, но было и неверие в то, что я это сделал сам. Моё столярное хобби для многих пока остаётся секретом, поэтому всей истории создания я рассказать не мог. Но с удовольствием публикую её здесь - в своём блоге-дневнике. Он в определённой степени тоже "закрыт": не раскручен, не публичен, слабо посещаем. Кто находит - читает. Мне от этого ни холодно, ни жарко.
Итак, отобрал я кое-какой материал, загрузил в машину и привез в мастерскую. Доски с обычного строительного рынка - до столярного качества и влажности им далеко. Но выбора я не имел, пришлось делать из того, что есть.
Одна доска даже покрылась смоляной испариной.
Около двух недель материал вылёживался и как мог просыхал.
За это время в программе SketchUp я "набросал" 3D-модель со "взрыв-схемой", а в AutoCad - чертёж с размерами (здесь не публикую).
Как видно, скамья состоит из множества фигурных элементов. Имея фрезерный станок с ЧПУ, изготовить подобные детали не является сложной задачей. Важно правильно написать управляющую программу - всё остальное за вас сделает оборудование. К сожалению, у меня нет такого помощника, поэтому мои временнЫе и материальные трудозатраты всегда возрастают многократно. Но ничего не поделаешь - желание столярничать пересиливает, а стремление создавать из грязных неотёсанных "дров" красоту пробуждает во мне одно из самых мощнейших человеческих чувств - страсть.
Для каждого фигурного элемента надо изготовить шаблон, например, из фанеры, МДФ или другого листового древесного материала. В дальнейшем, используя такие шаблоны, на фрезерном столе легко "получить" требуемые заготовки.
Работу я начал с передних стоевых (ножек).
На фанере толщиной 8 мм вычерчиваем контуры и ручным электролобзиком убираем лишний материал.
Далее применяя не очень хитрые приспособления (ровные бруски и гибкий шаблон для фрезерования радиусов) и операции "доводим" форму шаблона до требуемого состояния.
Снимаем заусенцы и "передаём" в ОТК.
Шаблон готов.
Переносим его контуры на основной материал и выпиливаем черновую заготовку.
Тонкими гвоздиками крепим шаблон на заготовку и прямой пазовой фрезой с верхним расположением подшипника обводим (фрезеруем) по шаблону.
И без станка с ЧПУ качество обработки получается на высоком уровне.
Передние стоевые готовы. Позже радиусной фрезой скруглим острые углы и отшлифуем.
Применяя тот же алгоритм действий, изготовим шаблон для поперечных царг.
И, наконец, получаем заготовки для царг.
Скамью я задумал изготовить без единого гвоздя и шурупа, применяя классическое столярное соединение "шип-паз". Благо, что у меня есть шипорезное приспособление, оно заметно облегчает и ускоряет работу.
На концах заготовок для поперечных царг нарезаем шипы, а в ответных частях передних стоевых - пазы. Также изготовим нижние поперечины.
Попробуем собрать воедино полученные заготовки. Стыкуется всё идеально, углы в 90 градусов соблюдаются, соединения плотные.
Дело остаётся за малым: доделать все элементы скамьи и соединить их друг с другом.
Изготовим переднюю царгу. Последовательность действий сохраняем: шаблон - фрезерование по шаблону.
На торцах царги наносим разметку для будущих шипов, а на стоевых - для пазов. Нарезаем шипы и фрезеруем пазы.
Проверяем полученное соединение: плотное и ровное.
Добавим переднюю царгу в нашу конструкцию.
Дошла очередь до изготовления задней царги.
Наносим разметку, нарезаем шипы и пазы, проверяем плотность и точность соединения, добавляем царгу в конструкцию.
Средняя поперечная царга будет крепиться к передней царге на шканты. С помощью центроискателей наметим центры будущих отверстий и профрезеруем их.
Добавим элемент в конструкцию.
Для обеспечения большей прочности задние ножки должны быть единым целым со спинкой. Но мне пришлось пожертвовать этим по причине того, что скамейку я повезу на дачу на своей машине, а по габаритам в таком виде она не поместится в салоне. На крыше багажника нет. Конструкцией скамьи предусмотрены подлокотники, связывающие передние стоевые (ножки) и боковые бруски спинки. За счёт этого жесткость спинки будет обеспечена на должном уровне. В итоге, скамья будет состоять из двух сборочных единиц, а окончательный монтаж я произведу на месте установки.
Боковые бруски спинки будут соединяться с задними ножками с помощью соединения "шип-паз".
На задних ножках нарежем шипы, а на брусках спинки - пазы.
Пора заняться подлокотниками. Алгоритм остаётся прежний: изготовление шаблона - фрезерование по шаблону.
Соединим два боковых бруска спинки горизонтальными направляющими.
На шканты установим подлокотники.
На верх спинки изготовим и установим "корону".
Изготовим и примерим планки для сиденья.
Для обеспечения большей жесткости "короны", на горизонтальных направляющих спинки установим вертикальную направляющую. Для её крепления применим столярное соединение - "вполдерева".
Изначально, в качестве планок спинки я хотел использовать обычные прямые ламели. Планировал их расположить веером. Но эта идея мне показалась не очень удачной. В итоге перебрав в голове несколько вариантов, я остановился на фигурных элементах, напоминающих лепестки ромашки. Они и сыграли свою роль, когда я подбирал название своей скамейке - "Полевая Ромашка".
Из картона вырезал шаблоны, примерил их на месте установки и, удовлетворившись полученным видом, изготовил симпатичные лепестки по тому же принципу, что и все остальные детали.
С помощью тех же центроискателей размечаем центры будущих отверстий под шканты и последовательно одну за другой крепим ламели-лепестки на каркасе спинки.
Собираем скамью "на сухую" и "тестируем" её первыми "посиделками".
Осталось на шканты закрепить планки сиденья и скруглить углы на элементах.
На этом большой и интересный этап столярной работы закончен. Далее предстоит не менее захватывающая защитно-декоративная отделка скамьи маслом и склейка. Но прежде чем доставать кисти, тряпки, перчатки и открывать банки с маслянными смесями, необходимо тщательно подготовить поверхность древесины. Заключается она в шлифовке абразивным материалом (например, шкуркой). Это очень ответственный и важный этап работы, потому что на плохо подготовенной поверхности после покрытия тонирующим составом проявятся все дефекты, которые остались после пилы, лобзика или фрезы. Вмятины и царапины останутся навсегда и будут омрачать вашу жизнь своим постоянным присутствием. Лучше не полениться и потратить достаточное количество времени на шлифовку, чем потом горевать и сожалеть о неудачно сделанной работе.
Шлифовку и финишную отделку смотрите во второй части отчёта.