В конце 2020 года вышла книга известного нижегородского столяра, токаря по дереву Юрия Бажана - "Современная столярная мастерская". Честно говоря, я был сильно удивлён, когда увидел, что в наше непростое время кто-то из мастеров-ремесленников проявляет интерес к писательской работе. Обычно это удел доцентов и профессоров различных НИИ, ВУЗов и прочих заведений научно-просветительской направленности. Лично с Юрием мне встречаться пока не доводилось, но зная его как блогера, демонстрирующего в своих видеороликах результаты своего труда и добросовестный подход к делу, я нередко прислушиваюсь к его советам и наставлениям. Книгу я купил, с удовольствием прочитал и своё мнение о ней решил выразить в виде небольшого отзыва. Возможно кому-то он окажется полезным.
Открывая книгу, я ожидал увидеть примерно то же, что написано в советских учебниках по столярно-плотницкому делу: сведения о древесине со свойствами, структурой, влиянием места произрастания на качественные её характеристики. Далее по тексту - заготовка леса, распиловка, сушка, коробление. Потом про столярный верстак, ручные инструменты наших предков и правила работы с ними, станки и технику безопасности. Обязательно должна быть глава про масляные краски и способы финишной отделки.
Не спорю, всё это нужно. Но, несмотря на то, что повторение - мать ученья, как-то оно уже приелось и надоело. Хочется иного способа изложения, более приближенного к нашей реальности. И, мне кажется, "Современная столярная мастерская" - достойная попытка изменить такое положение вещей. Во всяком случае, для начинающих, знакомство с этой книгой было бы не лишним.
О чём эта книга? Могу с уверенностью сказать, что это промежуточный итог творческого пути человека, наполненного глубокими размышлениями и переживаниями, взлётами и падениями, связанного с удовлетворением высшей потребности в самореализации. В некотором смысле - это столярная автобиография человека, на определённом этапе достигшего каких-то знаний и опыта, и стремящегося придать им вполне осязаемую форму.
Книга лишена эмоциональных оттенков, но содержит спорные моменты, о чём не раз предупреждает сам автор. В особенности это касается выбора ручного инструмента и станков. Возможность и желание приобретать только брендовый инструмент есть далеко не у всех, и стремление замаскировать их отсутствие подаётся под видом сходства основных технических характеристик дешёвого и дорогого. По сути два инструмента из разных сегментов могут оппонентами ставиться на "одну доску". Аргументы приводятся самые разнообразные, но, я считаю, что Юрий прав, когда говорит: "если шуруповёрт нужен для закручивания одного самореза в день, то с этой задачей справится и копеечный китаец". Конечно, тут дело вкуса, и глубины инструментальной религии.
На первых страницах приводятся краткие сведения о породах древесины, с которыми работал автор: сосна, берёза, бук, дуб, ясень, палисандр, венге и другие. Но делается это не сухим научным языком, насыщенного специальными терминами, а свободно, красиво и жизненно. Текст читается и воспринимается легко и непринуждённо. Чувствуется, что многие описываемые свойства и особенности "поведения" дерева многократно проверены и подтверждены длительной работой с ним. Согласен с Юрием, что сосну нужно рассматривать только как учебный материал. Она мягкая и смолистая - проблемная древесина - на ней много не заработаешь. И опять найдутся противники этого убеждения, и они будут тоже правы. Всё зависит от формы и содержания бизнеса. Прочитав главу, понимаешь, что профессия столяра-краснодеревщика требует от человека глубочайших знаний и умений по выбору, хранению и обработке различных типов древесины и легкомысленное отношение или вовсе нежелание разбираться в этом существенно снижает уровень мастерства и, соответственно, качество и надёжность готовых изделий.
Основной замысел автора - кратко, но метко рассказать об основных современных станках, их приоритете при оснащении небольшой столярной мастерской, устройстве и особенностях работы на них и, разумеется, технике безопасности. Системе аспирации уделяется особое внимание, так как от её эффективности будет зависеть состояние наших лёгких и здоровья в целом. Почти каждый раздел дополнен интересными комментариями и советами. Внять им или проигнорировать - личное дело каждого.
Акцентировано внимание на шлифовке и некоторых материалах для отделки поверхности древесины. В конце книги приводятся таблицы с тремя вариантами столярной мастерской в зависимости от бюджета. Завершает книгу страница с фотографией встречи Юрия Бажана с известными российскими блогерами Сергеем Нейманом (AmarantPro) и Михаилом Кучуком (HeArtWood). "За кадром" Юрий признаётся, что эти мастера в некотором роде и для него являются учителями, ... да не только для него, для многих, и для меня в том числе.
Интерес к книге ещё подогревается тем, что автор доступен, публичен и на любой вопрос всегда готов ответить. К тому же одним из элементов моей Собственной Стратегии Столярного Развития (СССР) является то, что необходимо как можно больше работать, общаться, читать, смотреть, прислушиваться, анализировать и критически мыслить. Поэтому я всегда положительно отношусь к подобным инициативам, жаль только, что их проявляет ничтожное количество наших мастеров - тех, у кого можно действительно чему-то научиться.