О столярном ремесле, искусстве и ценности творения

Когда мы вспоминаем о высокой культуре, то думаем о поэзии, литературе, музыке, живописи, архитектуре, и редко вспоминаем о столярничестве. А ведь работа с деревом такое же искусство - требует высочайшего уровня мастерства, многолетней подготовки и уникального творческого самовыражения.



О столярном ремесле, искусстве и ценности творения


«Искусство, как и жизнь, слабым не по плечу». А.Блок


Когда мы вспоминаем о высокой культуре, то думаем о поэзии, литературе, музыке, живописи, архитектуре, и редко вспоминаем о столярничестве. А ведь работа с деревом такое же древнее искусство - требует высочайшего уровня мастерства, многолетней подготовки и уникального творческого самовыражения.


Столярное искусство – это прикладное искусство. Оно позволяет проектировать и строить разнообразные виды и типы предметов мебели и интерьера из древесины, наполняя их смыслом, соответствующим материальным и духовным потребностям людей. Столяр такой же художник, только вместо кисти он держит стамеску или рубанок, а холст заменён массивом дерева.


Любое искусство рождается в моменты вдохновения. Под его влиянием могут совершаться научные открытия, создаваться великие произведения, проектироваться уникальные сооружения. Как это происходит, умом не понять, можно только почувствовать душой.


Подобно художнику, столяр работает сердцем, старается показать красоту там, где её почти не осталось, или где её не видят другие. Задача мастера – выразить в своем творении красоту, которая живет в его душе. Он всегда работает вдохновенно, с полной душевной отдачей, рождая новые вечные ценности. Чем выше духовность, мораль и культура мастера, тем сильнее его изделия влияют на людей.


Многие предметы мирового культурного наследия, изготовленные из дерева, являются результатом труда «золотых» рук столярного мастера. Некоторые образцы, подобно великим картинам, притягивают взоры, удивляют своей гармоничностью, целостностью, необычностью форм, красок, поражают воображение, и передают атмосферу эпохи, в которой жил и трудился мастер.


Эти творения являются источником информации о развитии и становлении столярного ремесла, включают в себя опыт, навыки и знания предков, помогают формированию личности современного столяра. Их вклад в культуру невозможно переоценить.


Столяром мог стать далеко не каждый. Необходимые знания и подготовку можно было получить только у опытного наставника. Обучение ремеслу длилось много лет: приходилось непрерывно работать, наблюдать, оценивать, сравнивать, копировать и смекать. Если всё складывалось удачно и благополучно, то из ученика вырастал мастер, который мог творить, нередко создавая шедевры, вошедшие в мировую столярную классику.

 

Как дело обстояло и обстоит с современным столярным ремеслом и искусством, в частности, в СССР, России?


Эпоха индустриализации и урбанизации наложила свой отпечаток на сознание целого поколения людей. Те, у кого были возможности осваивать эту профессию, посчитали ее не перспективной и не актуальной. Появившиеся деревообрабатывающие станки, строящиеся заводы и необходимость вписаться в общество «квалифицированных» и «образованных» рабочих и крестьян окончательно «убили» идею обучаться традиционным ремеслам, где в основном присутствовал ручной труд и была не очень высокая производительность. Частный столярный бизнес в нашей стране по ряду юридических и экономических причин «приказал долго жить». Отдельные его проявления еще сохранялись в сельских глубинках, но изоляция от внешнего мира и отсутствие высоко-культурного заказчика, прервали развитие, и не давали ему выйти на уровень настоящего искусства.


Мебельная промышленность заработала на полную мощь. И не только советская, но и стран Восточного блока: ГДР, Чехословакии, Польши, Румынии, Югославии. Так называемый «импорт» был поставлен на «поток». В этом была крайняя необходимость. Восстановление страны в послевоенный период и последовавшая в 1954 году научно-техническая революция требовали в короткие сроки обеспечить граждан жильем, а значит и мебелью. И эта задача была успешно решена. Использовавшиеся плитные материалы (производные дерева: ДСП, фанера) – гениальное решение, которое позволило быстро изготовить функциональную корпусную мебель и удовлетворить основные потребности простого не стяжательного советского человека, у которого в памяти еще свежи были воспоминания о трудностях и лишениях, выпавших на его долю.



Но прошли годы, ситуация постепенно начала меняться. Политико-экономические трансформации изменили нашу страну, саму жизнь, а следом сознание людей. Человек стал больше думать о своей судьбе, карьерном росте, самореализации, задумываться и тревожиться о будущем. Появилось желание жить для себя и работать на себя.


Выход на наш рынок импортной, в частности, итальянской мебели, перевернуло мировоззрение советского человека о красоте. Никто и представить себе не мог, что из дерева и красок могут быть созданы подобные мебельные шедевры, кажущиеся образцом декоративно-прикладного искусства. Пусть они были очень дорогие и недоступные для большинства, а также не имеющие почти никакой столярной ценности, но чувство невероятного восхищения и удивления осталось, и глубоко врезалось в сознание.



Многие поняли, что мебель может быть прекрасной, «живой», наполненной какой-то особой божественной философией и смыслом. Обычная советская мебель на ее фоне смотрелась ОЧЕНЬ скромно. Конечно, сравнивать две разные ниши было неправильно и не логично, но люди уже сделали вывод, возвысив в своем представлении уровень зарубежных мебельных фабрик.


Уловив тенденцию, некоторые предприимчивые бизнесмены начали копировать импортные образцы, создавая неплохие аналоги из российских материалов. Мебель начала приобретать похожие очертания, но стоила в разы дешевле. Производство было налажено в основном из плитных материалов: ЛДСП, МДФ, фанеры. Позже некоторые мебельщики перешли на изготовление мебели из массива дерева, продавая её на рынке уже в премиум-сегменте.


Развитие частного индивидуального строительства требовало от мебельных поставщиков огромного спектра решаемых задач. Требовались изделия самой разнообразной формы и назначения: от разделочной доски и рамки для фотографий, до лестниц и декоративной отделки всего интерьера.


Так взоры вновь обратились к давно забытому ремеслу – столярному. Освоение профессии стало набирать обороты, пошла новая волна «боевого» энтузиазма и здорового азарта. Начальные знания оказалось получить намного легче, чем раньше. Теоретические вопросы отрабатывались и закреплялись на практике.


В современном мире классическое столярное дело стало доступнее. В открытых источниках появилось много информации об инструменте, его назначении, технологиях и приемах работы, о заготовке и хранении древесины и прочее. То, что когда-то было уделом избранных, сейчас перестало быть тайной.  И кажется, что столярничество начало возрождаться, привлекая все больше и больше молодых людей, в том числе девушек. Во многих городах и сёлах заработало множество больших и малых мастерских. Для возрождения ремесла и подготовки специалистов открылись школы, являющиеся определенным компасом в огромном море информации. Наиболее популярные среди них: Столярная школа Rubankov (http://rubankov.ru/workshop), Столярная школа Всеволода Полтавцева (https://vsevolod-poltavtsev.ru) и другие.


Но готова ли современная молодежь к испытаниям, которые преодолевали наши отцы и деды? Сможет ли годами непрерывно оттачивать своё мастерство, саморазвиваться, ставить грандиозные цели и достигать их, решать амбициозные задачи?  Несомненно, такие люди у нас всегда были, есть и будут. Возможно их не так много, но они являются тем авангардом, который будет «тянуть» вверх ремесло, поддерживая его популярность, и даже престижность. И напоминая всем, что несмотря на кажущуюся простоту и однообразие - это великое искусство, наряду с изобразительным или литературным.


Быть виртуозом столярного дела сложно, не каждому по силам. Определенно нужны талант и способности. И может показаться, что только наделенный этими качествами человек способен совершить прорыв, создать что-то необычное, новое. Это не так. Важны так же огромное трудолюбие и жажда познания. Великому изобретению всегда предшествуют годы учебы, тренировок, ошибок, неудач и падений, разочарований. Непросвещенный талант ничего не сможет сделать.  Гениальные идеи «посещают» исключительно подготовленную голову. Только пройдя хорошую школу, получив обширные знания и изрядно потрудившись, можно добиться успеха.


Стоить отметить, что настоящее искусство требует больших духовных и физических сил, самоотверженности. Отнимая у мастера все силы и время, и лишая его других источников дохода, искусство, в большинстве случаев, приводит к нищете и лишениям. Как сказал известный русский живописец И.Н. Крамской: «Самолюбие и жажда денег делают всех лихорадочно трудолюбивыми. Но, право же, не стоит заниматься искусством, чтобы доказать, что можно кистью ворочать миллионами – слишком дорогая игрушка. Никому нет дела до целей и задач искусства».


Почему это происходит? Почему люди не понимают и, порой, так низко ценят искусство? Почему художники в большинстве случаев оказываются одинокими в своем творчестве и невостребованными для своего времени?


Цель исканий художника -  раскрыть в своей душе Бога, познать Его, жить в гармонии с Ним, прикоснуться к вечной любви, насладиться красотой Его творений, и успеть запечатлеть эти мгновения. Нематериальные сущности художник пытается выразить с помощью средств, доступных ему в материальном мире. Не исключено, что художник - некий божественный посланец -  живет вне своего времени, «пишет» для будущих духовно-развитых поколений.


Его современники, «поглощённые» устройством земной жизни, забывшие Бога, не могут по достоинству оценить труд. Их сознание, уровень культуры, воспитание, образование и морально-нравственные принципы, создают барьер на этом пути, не дают понять красоту упорных исканий живописца.


Что-то подобное возможно и в столярном искусстве. Но если мы «спустимся на землю», то увидим, что столярничество, как прикладное ремесло, в большинстве случаев, обслуживает материальные потребности людей: создает вещи, нужные уже сегодня, сейчас. У мастера еще при жизни гораздо больше шансов преуспеть, добиться успеха и признания. Сделать так, чтобы его творения ценились высоко, и давали возможность зарабатывать не на один кусок хлеба. Конечно, это не означает, что Настоящий столяр не может быть «художником». Но надо помнить, что погоня за деньгами всегда разрывает связь с Богом, природой, нарушает гармонию, приводит к утрате цельности личности. «В тот момент, когда художник думает о деньгах, он теряет чувство прекрасного» (Д.Дидро).


Есть тонкая грань между искусством и ремеслом. Одно может переходить в другое. Искусство - область духовных потребностей человека, ремесло - материальных. Если мастер перестал вкладывать душу в то, что делает, то искусство перестает существовать. Всё зависит от целей, которые он перед собой ставит. Меркантильность, желание достичь материальных благ, не совместимы с высоким званием творца.


Каковы критерии оценки столярных творений?


Если выражаться простым языком, то всё определяют рынок и время.


Ценность и, соответственно, стоимость зависят от нужности изделия, его качества, уникальности, известности автора и вероятности «попадания» в историю. А также от того, с каким успехом продаются работы, и кем покупаются - люди оказывают влияние друг на друга, подвержены внушению, и склонны поступать подобным же образом.


Многие вещи, созданные руками, заслуживают признание людей. Человечество восхищается умением и талантом мастера, превращающего своё ремесло в искусство. За это многие готовы платить. Но если творение не вышло за рамки национального рынка, то цена будет зависеть от уровня жизни потребителей. С этим приходится считаться.


Искусство - это особое вдохновение и неповторимое творение. Самый современный станок с ЧПУ, работая на потоке, никогда не создаст ничего, что может быть причислено к искусству. Его удел - «мёртвые» и «скучные» предметы, заполняющие примитивный и бездуховный материальный мир людей. Ручной же труд «наполняет» изделие особой любовью и лаской. Работа мастера как бы «фонит», «излучает» эту энергию, передает атмосферу его времени.


В отличие от машины, человеку свойственно допускать незначительные ошибки и неточности в своей деятельности. Столярный «художник» не исключение. Создаваемые им изделия могут иметь некоторый отход от идеальности, и это нормально, приемлемо. Если всё выполнено в рамках допустимых правил, по законам столярного жанра, то эти отклонения никак не влияют на ценность работы. Скорее наоборот, будут повышать, подчеркивая индивидуальность и, придавая ей особый шарм.


А вот дилетантский подход, невежество и непосвящённость обывателя, порождает, в лучшем случае, лёгкую долю иронии, в худшем - бурю отрицательных эмоций, негативное отношение и презрение. Но с этим можно и нужно бороться. Поняв глубинный смысл, сущность «хендмейда», наблюдатель начинает воспринимать его по-иному. Ему становятся интересны «дефекты», он отмечает в них определенную красоту и оригинальность, и во всём ощущает тайный замысел автора.


Признание никогда не приходит сразу. Жизнь полна неожиданностей, взлётов и падений. И только тот, кто достойно пройдет путь от начала до конца, выдержит всё, останется честен перед самим собой и окружающими, по праву получит всеобщую похвалу и одобрение.


Надо набраться терпения и непрерывно повышать свой профессиональный уровень, улучшать качество и совершенствовать технологии, стараться показывать и объяснять людям, как создаются вещи, которыми они потом пользуются, и которые дарят им тепло, прекрасное настроение и положительные эмоции. Чтобы покупатель узнал о том, насколько «хорош» мастер, ему нужно это объяснить. Убедительно действуют профессиональные статьи о творчестве в уважаемой прессе, выставки, на которые ходит заинтересованная публика, информация об уже проданных по определенным ценам работах.


Нередко люди не понимают даже ремесло, не говоря об искусстве, и при субъективной оценке не берут в расчет интеллектуальное напряжение, психоэмоциональное и душевное состояние мастера, не учитывают его трудозатраты: материальные и моральные. Они не видят труд, который вложен в столярный продукт. И их можно понять. Все это скрыто от их глаз. Им доступен только конечный результат: отполированный, покрашенный. В готовом изделии рассматривается исключительно функциональность и внешний вид. А ведь эта информация ценна сама по себе, может помочь оправдать кажущуюся завышенной стоимость.


Чтобы изготовить самое простое столярное соединение, может уйти много времени и сил.



А если взять соединение посложнее?



Нужно рассказывать обо всём, дать людям возможность немного «прикоснуться» к ремеслу. Тогда они начнут ценить, будут удивляться и восхищаться, и поймут, что даже в самой маленькой тумбочке заключены бесценные знания и опыт, огромное терпение, любовь и нежность, божественный дар Творца. То, что они купят, больше не будет ни у кого. Это единственный в мире образец, выпущенный в «жизнь» добрыми руками замечательного мастера - пример настоящего, подлинного искусства.


Нет комментариев
Добавить комментарий