"Введение" - статья из цикла: "Масло-восковая обработка древесины". Моё знакомство с маслами началось с увлечения столярным ремеслом, где основным рабочим материалом было дерево. Оно заменило распространённые ламинированные ДСП и потянуло за собой совершенно другие технологические приёмы и техники.
Древесина - капризный материал - предполагает внимательное к себе отношение. Требует высокой квалификации мастера при работе с ней и предписывает бережный уход при эксплуатации. Взамен создаёт особый уют, формирует тёплую домашнюю атмосферу и предоставляет возможность строить самые необычные вещи, дополняя их неповторимой природной красотой. Важное значение при этом приобретают свойства финишной отделки (под этим термином я здесь буду понимать обработку составами, обеспечивающими древесине, наряду с высокими эстетическими свойствами, хорошую защиту и стойкость её поверхности) и качество создаваемого ею "энергополя". Влияние последнего на психологию покупателя давно известно специалистам мебельной индустрии, поэтому вопросы получения удивительных спецэффектов всегда остаются актуальны.
В поисках доступного для себя по технологии и материальным вложениям финишного покрытия я наткнулся на защитно-декоративную отделку масло-восковыми составами. Суть её заключается в нанесении на поверхность изделия специально подготовленной масляной смеси, пропитки верхних волокон древесины и последующей полимеризации насыщенного слоя. Итоговое покрытие имеет много достоинств: не образует плёнки, не растрескивается, не подвержено гниению, атмосферостойко, не нарушает воздухообмен, значительно продлевает срок службы материала, выгодно подчеркивает его текстуру.
Первоначально такая пропитка породила во мне большие сомнения относительно надёжности и перспективности этой технологии. Я наотрез отказывался серьёзно воспринимать этот способ. Неоднократно оставлял чтение статей или просмотр какого-нибудь обучающего видео ещё в начале повествования. Замечал за собой лёгкое раздражение данным методом, говорил про себя: "он по-детски прост и не может относиться к классу профессиональных!". А как хотелось забраться на самую вершину технологичности покрытий и оттуда надменно наблюдать, как любители тщетно льют льняное масло и втирают пчелиный воск, пытаясь получить оригинальные дизайнерские решения. Долго не мог побороть свой консерватизм. Мои представления о мебели ограничивались лишь эмале-лаковыми покрытиями.
Но амбиции амбициями, а отсутствие покрасочных условий и высокая стоимость специального оборудования быстро подавили слюновыделение при мыслях о применении высококачественных полиуретанов. Пришлось "спуститься на землю" и обратить свой взор на более доступные и недорогие приёмы. И тогда я понял, как ошибался относительно применения масел и восков.
Несмотря на кажущиеся примитивность и доступность метода, его технологию нельзя так легкомысленно относить к категории элементарных. Она требует серьёзных знаний и умений! Огромное количество вопросов и споров, встречающихся в интернете, связанно с её нарушением, что лишний раз доказывает точность вышевыделенного утверждения.
Основное моё заблуждение состояло в том, что я считал простоту главным недостатком финишной отделки деревянных поверхностей. Выделял эту особенность, как серьёзный фактор риска при создании мебели высокого уровня. Делал несостоятельный вывод о недолговечности, недостаточной прочности и низкой влаго-/износостойкости покрытий. Исключительная лёгкость нанесения составов позволяет даже ребёнку свободно с ними работать, и это тоже усиливало мой скепсис. А всему виной недостаточная информированность, и влияние некоторых "видных" мастеров, которые, скорее всего, и представления-то глубокого не имели о материалах, которые ругали.
Не всегда то, что просто - примитивно. Простое может быть технологично и гениально.
На некоторых мебельных интернет-форумах можно поучаствовать в спорах и обсуждениях относительно технологии и частных случаев применения масло-восковых смесей. Встречаются коллеги, расширяющие область и правила использования составов, иногда выходя за рамки, рекомендованных производителем или даже за пределы здравого смысла. Не скажу, что это плохо, но это не является нормой. Недостаток знаний и опыта вкупе с моральной неподготовленностью "исследователя" часто является причиной глубокого разочарования. Простая, судя по отзывам, процедура загоняет в тупик.
В большинстве случаев как раз показная простота масел затмевает собой многие важные технологические особенности, незнание которых приводит к отрицательному результату. Легкомысленный подход здесь недопустим, ибо нарушение технологии и непонимание специфики пересечения различных продуктов в отдельных диапазонах мебелестроения лишает гибкости и возможности сделать красивое, качественное и надёжное изделие.
Соблюдение технологии – обязательное условие получения качественной отделки. Поэтапность, алгоритм самой же технологии формируется на базе физико-химических свойств компонентов, входящих в состав масел, их назначения и особенностей взаимодействия друг с другом и кислородом воздуха. Поэтому знания о структуре материалов и базовых принципах химии масел не будут лишними. Подробные сведения о продуктах дадут общее представление об их «внутреннем мире» и научат заранее оценивать ожидаемый эффект от их применения.
Обзорный анализ смесей, содержащих компоненты масел и восков очертил круг основных "подозреваемых", причастных к изготовлению и продаже достаточно качественных и относительно недорогих продуктов. На отечественном рынке широко представлены такие бренды, как Borma Wachs (Италия), Osmo (Германия), Rust Oleum (США): коллекция Varathane и Watco, Neomid (Россия), Belinka (Словения), Festool (Германия), Rubio Monocoat (Бельгия), Biofa (Германия), Сигма Колор (Россия), Мартьянов (Россия) и другие.
Так как фундаментальные принципы, лежащие в основе всего масло-воскового явления в целом похожи, рассматривать отдельно каждый бренд: его назначение, свойства, особенности применения, состав, нецелесообразно. Универсальным выходом в этом случае станет обзор материалов какого-то одного производителя, где на конкретных примерах можно будет показать суть технологии декоративно-финишной отделки, и вывести общие для всех составов закономерности, определяющие внутреннюю природу их защитных функций.
Для исследования я выбрал продукты ТД Мартьянов. Это перспективная, быстро развивающаяся мануфактура с коллективом энергичных и целеустремленных работников, своей историей, уходящей в далёкий 1895 год. Продуктовая линейка предприятия на сегодняшний день закрывает практически все потребности в поверхностной обработке древесины и камня. Консультационную поддержку можно получить в онлайн-режиме, что значительно ускоряет поиск ответов. В обсуждении проблем участвуют не только сотрудники торгового дома, но и все активные пользователи, желающие поделиться своим опытом и высказать соображения.
Детально насыщенное и доступное мартьяновское информационное поле мне показалось довольно привлекательным. Для упрощения и ускорения своей работы осталось только "присоединиться" к нему и правильно организовать обработку массива данных, аккумулированных в нём.
Плюс ко всему мне, как человеку, болеющему душой за отечественного производителя очень хочется, чтобы именно российские материалы, технологии, инструменты становились сильными лидерами, получали общемировое признание и известность. И данный мой труд на рынке пиар-услуг, хоть и как "капля в море", но в общем потоке информации, надеюсь, тоже внесёт свой вклад в это продвижение.
В работе я не буду акцентировать внимание на составах домашнего приготовления. Считаю использование данных рецептов неприемлемых для себя, и воспринимаю любую кустарщину, как шаг назад в своём развитии. Столпы мирового масловарения давно прошли этот путь, исследовали сотни рецептур и сделали правильные выводы. Знать подобные схемы, конечно, можно - для своих собственных ложек и разделочных досок они подойдут, но в профессиональном мебельном мире такая самодеятельность - нонсенс.
Со времени применения первых масляных смесей прошло уже много лет. С годами их структурная формула претерпела кардинальные изменения. Как бы производители не стремились к природной натуральности - создать продукт на старой базе, имеющий многие преимущества синтетических покрытий оказалось невозможным. В химии масел произошёл качественный скачок. Масла, подобно остальным лакокрасочным материалам стали иметь сложный и строгий композиционный состав, нарушение которого грозит серьёзными отклонениями в "работе" полимеризованного слоя. Недоверие к последним современным релизам вследствие различных предрассудков и стереотипов, навязанных "натуралами", совершенно безосновательно.
Говоря об экологической чистоте промышленных продуктов, отмечу, что синтетика и искусственные полимеры могут оказывать давление на окружающую среду. Многие европейские и, в частности, мартьяновские масла не являются 100% натуральными. В жидком состоянии они могут быть токсичны, но в полимеризованном виде, несмотря на различные аддитивы, сиккативы и прочие хитрые соединения, по-прежнему остаются безвредными для человека и животного мира и безопасными для природы. Это подтверждается сертификатами и протоколами, в том числе, выданных зарубежными аккредитованными организациями.
Чтобы стать грамотным специалистом в определённой области, важно не только нарабатывать опыт, но и постоянно поднимать планку своей теоретической подкованности. Данная работа как раз нацелена на достижение этого эффекта. Благодаря своему писательскому слову, и желанию собрать в одном месте множество разрозненной информации, я надеюсь разрешить многие противоречия, накопленные в столярно-малярном сообществе относительно масло-восковой индустрии. И рассчитываю, что в этом мне помогут ценные комментарии и отзывы неравнодушных мастеров и клиентов - пользователей исследуемых материалов.