"Лето-2020" для меня выдалось на удивление насыщенным в плане идейных исканий, проектирования и изготовления разнообразной дачной мебели. Вдохновившись скамейкой, я начал создавать целую серию предметов интерьера, начиная от табуреток, обувницы, двух тумб в сарай, и заканчивая маленькой гардеробной в дом. Не обошёл вниманием и кухню, где давно уже требовалось как-то облагородить и обустроить моечное пространство, занятое простым дачным умывальником. Нет, умывальник ликвидировать не планировалось, наоборот, хотелось сделать его применение наиболее удобным и комфортным.
Когда-то, давным-давно, для дачной кухни был приобретён вот такой незамысловатый агрегат. Правда на картинке он изображен без функции подогрева воды. В моём случае в ёмкости (белом баке) имеется электрический тен.
Конструкция оказалась весьма хлипкая, краник то и дело подтекал, но в целом умывальник со своей задачей справлялся, и по сравнению с неудобным вариантом мойки посуды в тазу, существенно улучшил бытовые условия работы на кухне.
Шли годы, дачная жизнь со временем перешла в более активную фазу со стройками, ночёвками, банями, шашлыками и прочими культурными мероприятиями. Нагрузка на "Мойдодыра" заметно возросла. Увеличился и оборот посуды и количество различной кухонной утвари, которую нужно было где-то размещать.
Возник закономерный вопрос: где и как? Понятно, что нужно было задействовать какие-то области пространства, но так, чтобы было удобно, красиво и приемлемо по трудозатратам. Всех спасла тёща: её идея с дополнительными полочками возле умывальника всем пришлась по вкусу. А я, имея к тому моменту уже некоторый столярный опыт, обыграл и реализовал эту идею следующим образом:
По сути, существующий умывальник был встроен в тумбу. И полочки есть, и столешница, и внутри много чего закрыть можно. Что сказать о "приемлемых" трудозатратах? Так подобное творчество всегда в радость, поэтому я их не беру в расчёт.
Подобную мебель без чертежей я делать пока не научился. Выкроив время для работы за компьютером, вооружившись карандашом, бумагой и "снятыми" на объекте размерами, подготовил всю необходимую мне рабочую документацию. Согласно расчётам, закупил материал: берёзовую фанеру, сосновые мебельные щиты, бруски, планки, дверные петли и, закатав рукава, приступил к работе.
Сначала решено было сделать столешницу. В этом я видел определённую логику: столешница - базовый элемент, из которого начнёт "расти" всё остальное. К тому же, конструктивно, она выглядела довольно сложной и хрупкой. Были опасения, что ресурсов моей мастерской может не хватить для качественного её изготовления. Но, как говорится: "глаза боятся - руки делают". Всё сложилось более, чем удачно.
Ниже я подготовил отчёт в фотографиях и кратких комментариях о процессе рождения тумбы под дачный умывальник из фанеры и мебельных щитов.
Из мебельных щитов напиливаем заготовки с небольшим припуском.
Размечаем заготовки для будущей склейки.
Для позиционирования деталей во время склейки фрезеруем отверстия под шканты.
Примечание. Правильнее использовать для этих целей рейку-шпонку, ламели-лодочки или формировать на кромках паз и гребень. Столярных приёмов, которые существуют для позиционирования склеиваемых досок на гладкую кромку (фугу) с одинаковым продольным направлением волокон имеется несколько. Отсутствие у меня ламельного фрезера не должно становиться причиной нарушения этих технологий. Думаю, в следующий раз мне придётся найти более подходящий сопособ. Особо стоит отметить, что если кромки хорошо обработаны и применяются качественные современные клеи, то эти способы не делают клеевое соединение прочнее. Шканты (нагели) врезаются в древесину с поперечным расположением волокон (добавляют торцевое волокно в продольное), и это, в свою очередь, может служить причиной деформационного конфликта в месте сопряжения деталей. При усушке древесины нагель может разорвать соединение.
На кромке ответной части заготовки с помощью центроискателей определяем центры будущих отверстий и фрезеруем их.
Наносим клей, забиваем шканты (шканты обязательно устанавливаются с зазором по длине) и фиксируем струбцинами склеиваемый щит.
Пока щит сохнет, займёмся подготовкой шаблона для столешницы. Для удобства работы сделаем его из листа картона. Наносим разметку и вырезаем.
Накладываем шаблон на щит и карандашом обводим контур. Лишний материал убираем лобзиком, оставляя небольшой припуск. По линиям разметки закрепляем направляющие и обгонной фрезой с опорным подшипником фрезеруем прямолинейные участки.
Радиусы фрезеруем подобным же образом, только вместо прямых брусков используем гибкий шаблон.
В результате получаем требуемый контур столешницы. Осталось её немного "облагородить" - создать иллюзию толстой и массивной - установить на видимой части своеобразный буртик. Одновременно он будет служить защитой внутренней поверхности столешницы от попадания на неё воды.
Приклеиваем по периметру столешницы обрезки щита требуемой ширины. Обращаем внимание, чтобы направление волокон сопрягаемых обрезков и столешницы совпадали. В противном случае велика вероятность растрескивания поверхности готового изделия.
Обгонной фрезой с нижним расположением подшипника фрезеруем кромку.
Столешница почти готова.
Следующим шагом производим раскрой фанеры для стенок тумбы.
Стенки к столешнице будем крепить на "сухари". Для этого в верхней части стенок с их внутренней стороны профрезеруем пазы.
Вот так будет закреплена столешница к стенкам тумбы. Такой способ крепления позволит ей свободно "дышать", снимет возникающие напряжения и убережёт от не нужного растрескивания.
Фанера - неплохой инженерный материал, в сухом помещении - стабильный и прочный. Но за что не люблю фанеру, так это за её полосатые торцы, и при любой возможности стараюсь их закрыть. В этот раз для этой цели я изготовил накладку в виде рамки.
Крепиться она будет на каркасе с помощью клея. Но для более точного позиционирования и усиления клеевого соединения лучше установить на ней шканты (в данном случае шканты, как скрепляющий элемент крайне эффективны). Да и в процессе сборки тумбы временная фиксация рамки на шкантах будет весьма удобна.
Соберём рамку и примерим её на каркасе. Выглядит прилично. По крайней мере, нет этих противных полос, которые так сильно порят внешний вид мебели, претендующей на звание - "мебель из дерева".
Но в таком виде рамка-накладка будет слишком мрачным и невыразительным элементом, а хотелось как-то подчеркнуть, выделить её на общем фоне. Ведь это фасадная часть мебели, и оставить её в таком виде, по-моему, "преступление".
Решение было найдено быстро. Когда-то я просматривал фотографии кухонных гарнитуров или каких-то стеллажей в английском стиле и обратил внимание на наличие рамки каркасного фасада с декоративной фрезеровкой. Очень уж она мне приглянулась, запала в душу, и я всё ждал момента, когда и где её можно применить. Кажется дождался.
Я подготовил небольшие рейки с такой фрезеровкой, "зарезал" их под 45 градусов и приклеил на фасадной рамке.
Пока рамка сохнет, изготовим царгу и нижнюю продольную перекладину. Задняя глухая стенка у тумбы отсутствует, поэтому эти детали жёстко свяжут две боковины. Монтироваться они будут на месте установки тумбы, поэтому для удобства сборки применим крепление "косой шуруп".
Заготовки для рамочных фасадов.
Примерка рамок.
"Выбор" паза и наполнение филёнчатой части.
Вот так фасады будут смотреться на общем фоне. Сейчас они только вложены.
Ответственный, сложный и новый для меня этап - изготовление гнутоклеенных элементов. Эксплуатационная нагрузка на них планировалась значительной, поэтому путь простого вырезания заготовок из цельного куска древесины я отбросил.
Нарезаем ламели. Толщина каждой ламели от 1.5 до 2.5 мм, ширина - 40 мм, расчетная длина около 500 мм. Стягиваем струбцинами.
Спустя 4-5 часов снимаем струбцины и обрабатываем заготовку. Таких заготовок нам надо получить 3 штуки. Поэтому следуя той же технологии, напиливаем ламели, наносим клей и стягиваем струбцинами.
В промежутках между "гнутьём" успеваем вырезать из фанеры боковые полки. Две готовые гнутоклеенные детали склеиваем между собой по кромке.
Фрезеруем, шлифуем и прикеливаем декоративный молдинг (следуем английскому стилю).
"Полосатость" верхней полки закрываем деревянной кромкой толщиной 2 - 2.5 мм.
Заканчиваем изготовление элементов тумбы такими декоративными ножками.
Далее следует пыльный и изнуряющий процесс шлифовки. Необходимо убрать все дефекты: вмятины, царапины, сколы, выступивший засохший клей, а также следы от карандаша. Вся процедура осуществлялась вручную. Использовалась шкурка зернистостью 120 грит.
На процесс шлифовки ушло около 6 часов. Нужно было тщательно отшлифовать все самые труднодоступные места.
Ну и самый, пожалуй, приятный момент - это покрытие изделия маслом. В этом проекте я применил масло для деревянной мебели от ТД "Мартьянов" и колеры этого же производителя.
Для столешницы и ручек фасадов берём колер "Тёмный орех", для всей остальной части тумбы - "Кремовый". Колер размешиваем в масле в соотношении 1:10 (то есть, одна часть колера добавляется в 10 частей масла). На поверхность древесины готовый состав наносим кистью или тампоном. Минут через 30-40, когда на поверхности появились матовые пятна (признак того, что масло впиталось в мягкие слои древесины), излишки масла удаляем. Делать это лучше всего мягкой безворсовой тканью или салфеткой. Протираем насухо. Даём сутки на просыхание и наносим второй слой прозрачного (не тонированного) масла. Отработанные промасленные материалы склонны к самовозгоранию, поэтому оставленные на открытом воздухе в скомканном виде они могут привести к пожару! Своевременно и правильно утилизируйте промасленные тряпки, салфетки и тампоны!
Примечание: в данном проекте перед нанесением тонированного маслянного состава я предварительно "проморил" детали тумбы живичным скипидаром в смеси с колером. Это дало равномерное распределение и более глубокое проникновение частиц пигмента в верхних слоях древесины. На сосне этот приём даёт хороший результат, на берёзовой фанере ... сложно сказать, нужно экспериментировать на большем количестве образцов.
Производим окончательную склейку и сборку всех деталей и сборочных единиц тумбы.
Вот в таком виде тумба поехала на своё постоянное место "жительства" на даче.
Ниже можно увидеть несколько фотографий её общего вида, и "в обнимку" с умывальником. Хорошая пара получилась!
Несколько слов о работе и свои личные впечатления.
Когда я ехал с дачи с записанными на клочке бумаге размерами, в моей голове был сложен совершенно другой образ будущего апгрейда умывальника - намного более скромный. "Перепланировка" произошла в процессе работы на компьютере: чего, думаю, мелочиться? Делать, так делать, а иначе для чего мне мастерская, если не использовать её ресурсы? Развитие заключается в сложностях и их решении. В результате, в следующий заезд на дачу пришлось вновь возвращаться к измерениям, но уже с пристрастием.
Не скрою, над тумбой пришлось ПОРАБОТАТЬ. Особенно запомнилась технология гнутоклея. В следующий раз надо будет в неё вникнуть получше: почитать, посмотреть. Не хватает соответствующего инструмента и приспособлений, а гнутье "на коленках" ни к чему хорошему не приводит, хоть в этот раз всё и закончилось благополучно.
Много фигурных элементов тоже вынудили постоянно находиться в напряжении. Сосна слишком мягкий материал, легко колется, работать с ней неудобно. Подумываю в скором времени закупить хоть немного чего-нибудь "ценного" и осуществить желанный переход от белодеревщика к краснодеревщику.
Подобная мебель у искушённых мастеров вызовет снисходительную улыбку. Но для меня это серьёзный опыт и шаг вперед, который я делаю, постигая азы столярки. Ну и конечно же, учусь не только на своих ошибках, но и на чужих.
И самое главное - это оценка клиента. Клиентами у меня пока являются родственники и знакомые, а они из уважения ко мне низкий балл ставить стесняются. В этот раз я снова получил "пять из пяти". Все довольны, и "Мойдодыр" в первую очередь.