Люди привыкли считать, что обеденный стол - это предмет мебели, отвечающий исключительно человеческим потребностям и задачам. При этом забывают, что и домашним питомцам так же важны удобство и комфорт. Стоящие низко на полу и, нередко, скользящие по его поверхности тарелки и чашки, могут вызывать у животного, похожие на наши чувства раздражения и гнева. Но они не могут нам сказать об этом. Порой, изрядно "потрудившись" за обедом, собачки и кошечки вновь бегут к своим хозяевам, одаряя их своей любовью и нежностью. И мало кто из нас задумывается, что нашим друзьям пришёлся бы очень кстати свой собственный трапезный стол.
Конструктивно он мало чем отличается от обычного человеческого. Та же столешница, те же ножки и царги. Разница только в размерах и особенностях установки посуды для еды: на поверхности столика имеются два круглых отверстия, в которые вставлены миски.
Нетривиальных решений в подобных изделиях, как правило, нет. Функционал один, переменны лишь дизайн и архитектура.
Необоснованное усложнение конструкции - признак неопытности и элементарного невежества. Напрягаясь изо всех сил, я пытаюсь контролировать себя, чтобы не совершить необдуманных действий и не внести дисбаланс в создаваемые формы и содержание. Насколько хорошо мне это удаётся, трудно судить. Могу только сказать, что теми изделиями, которые я делал, я удовлетворялся лишь процентов на 80.
Что касается "виновника" данной публикации, то его постигла та же участь. Не понимаю, что меня смущает. Может соотношение размеров, цветов, пород дерева, несовместимость геометрических линий, а может банальное "криворучие", в котором я боюсь себе признаться? И одновременно я допускаю, что просто накручиваю себя, и этому "страданию" нет конца и края.
Но оставим философию в стороне.
Мне нравится столярка, и я забываю обо всём на свете, когда пилю, строгаю, шлифую и сверлю.
Трапезный стол "Маленький Аристократ" я задумал не только, как удобство для домашних питомцев, но и как небольшой предмет мебели, вписанный в общий интерьер дома (квартиры). Но мне недостаточно было просто напилить простых заготовок и соединить их на шип-паз. Общая концепция построения столика предусматривала поиск решения, согласно которому создавался бы некий композиционный центр (фокусная точка), выполняющий функцию притяжения внимания. Такой доминирующий центр вызовет интерес и произведёт определённое впечатление на зрителя. Но, разумеется, он должен стать неотъемлемой частью изделия, связанного с ним по размеру, стилю, цвету и сюжету.
Результатом моего творческого поиска стали круглые кольца, врезанные в поверхность столешницы. Светлые кольца, со вставленными в них сверкающими чашками, на фоне тёмной столешницы производят требуемый вышеописанный эффект.
Работу я выполнил "на скорую руку", без чертежа и эскиза, отталкиваясь лишь от размеров тарелок и оптимальных внешних габаритов столика. Попутно решил ещё одну проблему, с которой периодически сталкивался, и которую всячески обходил стороной - фрезерование окружностей радиусом меньше радиуса подошвы фрезера. Данная работа потребовала, наконец, устранить этот пробел, и я изготовил для своей мастерской фрезерный циркуль.
Процесс изготовления трапезной описан ниже.
Хочу принести извинения за качество фото. Всю работу я записывал на видео. Но так как видеофайл здесь не загрузишь, пришлось делать из него стоп-кадры. По причине невысокого разрешения исходника, фото получились соответствующие.
Из ламелей склеиваем щиты, распиливаем их на заготовки для будущих деталей.
Циркулем (можно обычным школьным) наносим разметку под вставные кольца и чашки (тарелки).
В центрах окружностей сверлим отверстия под "иглу" фрезерного циркуля.
Фрезером с установленным на нём фрезерным циркулем делаем первый проход, не прорезая на полную глубину.
Немного уменьшаем радиус фрезерования и с той же глубиной резания делаем второй проход.
Контролируем размеры и определяем внешний диаметр будущего кольца.
Для колец я выбрал берёзовую фанеру толщиной 8 мм. Вырежем из неё заготовки для колец.
Для получения колец, профрезеруем в полученных дисках окружности. Для этого их надо зафиксировать. На подложке с обратной стороны я вставил саморезы так, чтобы их острие выставлялось на 1-2 мм. На эти острия укладываем диск и немного продавливаем, чтобы саморезы "впились" в его поверхность. Вес фрезера и аккуратные действия не дадут сместиться будущим кольцам.
Проконтролируем параметры и сделаем первый проход.
Внутренний диск так же необходимо зафиксировать. Иначе в момент отрыва от основной заготовки он может сместиться, вызвав изменение положения центра фрезерного циркуля. Этого нельзя допустить. Притягиваем его саморезами.
Теперь можно дофрезеровать деталь, ни о чём, особо, не беспокоясь.
Подобным образом поступаем с заготовкой столешницы.
После фрезерования.
Примеряем кольца к их посадочным местам. Вставляются достаточно плотно, без зазоров. По высоте немного выступают над поверхностью столешницы, но эта разница позже будет устранена шлифовкой.
Вот так смотрится вставленная чашка.
Подстолье представляет собой четыре ножки квадратного сечения, соединенные между собой царгами. Проведём измерения, нанесём разметку.
Напилим заготовки для царг.
Ножки и царги будут соединяться между собой на шип-паз. Соответственно, в ножках мы сделаем пазы, а на торцах царг - шипы.
Глубина паза должна быть чуть больше длины шипа. Это необходимое условие для качественной сборки и склейки подобных соединений. Излишки клея выдавятся в имеющуюся полость и шип плотно зайдет в паз, исключив несанкционированное появление зазоров. Выставляем требуемую величину вылета фрезы и фрезеруем паз на одной стороне ножки.
Переворачиваем заготовку и фрезеруем паз на смежной стороне. Повторяем эту процедуру для всех четырех деталей.
На торцах царг делаем шипы.
Соединим все детали подстолья между собой.
Сверху поставим столешницу и тарелки.
Не зря говорится: "Семь раз отмерь, один раз отрежь!" Не могу объяснить, почему поперечные царги я сделал короче, чем требовалось. Размеры подстолья получились такие, что не позволили мискам нормально вставиться в предназначенные для них отверстия. Придётся две поперечные царги заменить на более длинные.
Из подходящего материала выпилим две заготовки для новых царг.
Повторим процедуру нарезания шипов и вновь соберём конструкцию.
Дефект устранён - миски заняли свои законные места.
Закрепим подстолье к столешнице. Для этого используем саморезы. Просверлим под них отверстия.
Обработаем заготовки. Уберём острые углы.
Склеим царги и ножки.
Отшлифуем столешницу.
Проведём черновую сборку и на этом столярную часть работы закончим.
Для защиты поверхностей изделия я применил масло для деревянной мебели от ТД "Мартьянов". Столик задуман двухцветным, поэтому масло соединяем с колерами следующих цветов: "Палисандр" и "Кремовый". Столешница будет тонирована в тёмный цвет, кольца и подстолье - в светлый. Пропорции смешивания 1:10, т.е. на одну часть колера приходится десять частей масла. Отмерить необходимое количество удобно шприцем. Для защиты рук можно использовать тонкие виниловые одноразовые перчатки.
Тут меня постигла неудача: аккумуляторы в фотоаппарате разрядились и процесс тонирования деталей изделия остался за кадром. Но суть его я опишу в двух-трёх словах.
На хорошо подготовленную, отшлифованную и сухую поверхность наносится колерованное масло. Это можно делать салфеткой, тампоном, кистью или гибким шпателем. Масло обильно и равномерно распределяется по всей площади деталей. Далее выдерживается пауза минут 30-40, до тех пор, пока на поверхности не появятся матовые пятна, сигнализирующие о том, что масло впиталось в верхние слои древесины. После чего, излишки масла удаляются сухой безворсовой тканью (салфеткой). Я протираю поверхность почти насухо и оставляю на сутки при температуре плюс 18-22 градуса. Таким образом, формируется первый слой декоративного покрытия.
Кольца из берёзовой фанеры затонировались не очень хорошо: видны небольшие пороки материала и некрасиво просвечивает многослойность на торцах. Подстолье тоже требовало более насыщенного оттенка. Поэтому для второго слоя я вновь решил использовать кремовый цвет.
Поверхность, обработанная только тонирующей смесью может оставлять на руках и одежде следы. Это подтверждает и сам производитель. Дополнительно он заявляет, что тонирующие составы, в большинстве случаев, не могут выступать в качестве самостоятельного защитного покрытия, поэтому сверху их необходимо покрывать слоем прозрачного масла.
Покрываем прозрачным маслом.
Замечу, что время выдержки между слоями определяется свойствами высыхающего предыдущего слоя. Если он недостаточно сухой, то наносить следующий слой нельзя - высок риск получения липкого плохополимеризующегося покрытия.
Минут через 30-40 излишки масла удаляем сухой безворсовой тканью.
Обязательно утилизируем промасленные материалы !!! Процесс высыхания масла - экзотермический, т.е. идёт с выделением тепла. Если ткань расправить, то риск возгарания будет сведён к минимуму, так как площади свободной поверхности будет достаточно для эффективного удаления образующегося количества теплоты. Но, как правило, мы складываем тряпки в комок и эта привычка запросто может стать причиной пожара.
Я закладываю промасленные салфетки в небольшие пластиковые контейнеры из-под пищевых продуктов и плотно закрываю. Когда работу в мастерской заканчиваю, то сразу выношу в мусорный бак. Если сгорит только бак, то для всех это будет меньший ущерб, нежели пострадает имущество.
Вот так выглядит спустя сутки поверхность, покрытая двумя слоями колерованного и одним слоем прозрачного масла. Технология не нарушена. Слышал про отзывы о светлых колерах и их влияние на скорость полимеризации, но как-то не придавал этому значения. И вот теперь столкнулся сам. Чувствую, что теперь придётся ждать не менее месяца (а может и больше) до полного высыхания.
Немного подшлифуем посадочные места для колец, нанесём клей и установим кольца.
Отверстия для саморезов закроем заглушками.
Вот так выглядит готовое изделие - трапезная "Маленький Аристократ". Немного подсохнет и можно передавать в эксплуатацию.
Столик готов, можно порадоваться. Но особых восторженных эмоций я не испытал и, кажется, начинаю понимать причину такого настроения. К самому изделию у меня претензий нет: оно продумано, детально проработано, сделано качественно и с душой. Но всё же оно очень простое, если не сказать - примитивное. Такая работа не требует применения высокотехнологичных столярных операций и приёмов, наличия глубоких знаний по обработке древесины.
Так же подобные работы слабо развивают способность думать и смекать, а значит не повышают квалификацию. Сосна, как материал для столярных работ, наводит тоску и разочаровывает. Особенно ярко всё это проявляется в сопоставлении с работами других мастеров. Красота изделий из ценных пород сводит на нет все мои усилия хотя бы чуть-чуть приблизить хвою к венге или дубу. Как не раскрашивай - сосна останется сосной, а берёза берёзой. Но начало своего пути глупо сравнивать с серединой чьей-то дороги, а потому нет повода отчаиваться. Я сейчас просто "набиваю" руку.
Такие мысли в последнее время стали часто посещать мою голову, заставляя идти вперед, искать, думать, учиться и работать, и самое главное - верить в себя и свои силы!
Спасибо за внимание!
Всем удачи!