Отчёт об изготовлении 2-х шкафов и 1-го комода

Гарнитур_рисунокДанный проект стал настоящим испытанием меня самого и моего столярного хобби на прочность и стойкость. Задача оказалась настолько нетривиальной, что в процессе работы я не раз задавался вопросом: а хватит ли у меня вообще сил довести её до конца? Вроде бы ничего сложного: два шкафа и комод рамно-филёнчатой конструкции из массива ясеня, отделка - эмаль. Времени на выполнение - 3-4 месяца. В общем, привычная мне, пусть и немного объёмная работа без каких-либо видимых проблем и подводных камней. Так мне представлялось. Но реальность оказалась иной ....


Во второй половине августа 2022 года в помещении у заказчика я инсталлировал набор мебели: два платяных шкафа и один комод. Не одномоментно. Каждый предмет мебели изготавливался и доставлялся отдельно, один за другим в следующем порядке: шкаф - комод - шкаф. Продолжалось это в течение почти 7 месяцев, не считая подготовительных работ по расчётам и закупкам материалов. Против заявленных 3-4-х .... .


Гарнитур (два шкафа и комод)


Об осадках ...


С трудом я заставил себя сесть за подготовку данного отчёта. Да и писал я его месяца три, а потом ещё месяц не публиковал. Понимал ведь, что в этот раз придётся заниматься самокритикой, размышлять о своих амбициях и ломать множество стереотипов. В голове кружился беспорядочный рой мыслей, впечатлений и каких-то смыслов. Подумывал даже, что может вообще отказаться от этой идеи. Почему? Были моменты в работе, которые неприятно вспоминать и вновь переживать, которые мозг старается забыть, вытолкнуть из себя. Обычно о таких вещах не пишут, дабы не занижать свой "рейтинг". А потом подумал, что неправильно это, когда гласности придаются только успехи, удачи и победы. Не бывает совсем без проблем. Да и не честно это по отношению к миру. Для себя, конечно, можно изобрести какое-то оправдание и подавить внутреннее недовольство от принятых решений и поступков, но мне такой приём не близок. Всегда чувствовал в нём какую-то подмену здравого смысла и лживость естества. Гораздо приятнее быть честным перед самим собой и, тем более, перед людьми, с которыми работаешь. И нечего оглядываться на репутацию, если внутри остаётся чувство даже лёгкого неудовлетворения.


Забегая вперёд скажу, что существенных или неприемлемых недостатков в столярной и малярной частях не было, хотя и там можно было сделать добротнее и качественнее. Ручная составляющая всегда вносит определённую погрешность. Машинная точность, как при массовом фабричном производстве здесь труднодостижима, хотя стремление к ней я непрерывно проявляю.


Мой перфекционизм и убеждение в том, что всё надо делать не просто хорошо, а идеально нередко в душе формируют дискомфорт и жгучее желание купить ещё более дорогостоящее оборудование, освоить высокие технологии, повысить уровень теоретической и практической подготовки. Всё это правильно и логично, но идеал недосягаем, станки кардинальным образом ситуацию не исправят, и не понимание этого, в конечном счёте, может запустить процесс тотального недовольства собой, своей работой, вызвать ложное представление о себе, как неудачнике.


Подобный комплекс неполноценности разрушит всю жизнь, а не только желание столярничать и строить бизнес-отношения. Поэтому я отдаю себе отчёт в том, что сверхидеальность - это абсурд, никому не нужное и не понятное обстоятельство, разговоры о котором вообще не уместны. Речь идёт не о криво-косо, а об отклонениях в пределах статистической погрешности, которые не видны невооружённым глазом, не портят внешний вид и не сказываются на функциональности изделий. Уровень моего мастерства ещё недостаточно высок, и я не могу похвастаться (в хорошем смысле этого слова) образцовыми работами. Этот мебельный гарнитур не исключение. Нет, он не плох, но имеющиеся в нём небольшие отклонения неприятный осадок всё же оставили.


Перечитав вышенаписанное, я подумал, а не являются ли всё эти разговоры о пагубности перфекционизма и несостоятельности идеи суперкачества тем самым оправданием, о котором я ранее упоминал? Ведь это не что иное, как замыливание проблемы, подсознательный уход от признания того, что руки-то, вовсе, не золотые и что вообще срочно требуется хирургическое вмешательство, чтобы поставить их на правильное место. Можно сколько угодно убеждать себя в том, что недостатки есть у всех, безупречно не бывает - внутреннего успокоения это не приносит. Перфекционизм подразумевает самое высокое качество и для меня это весьма желанная характеристика. Мой внутренний критик не ставит мне высоких баллов, в результате я нахожусь в постоянном поиске совершенства и .... состоянии стресса. Данные рассуждения не оправдывают брак. Скорее, они описывают моё психо-эмоциональное состояние, устремления и работу над своей самооценкой. Но есть вещи объективные, и на них нужно акцентировать внимание.


Разбирая свои дневниковые записи за данный период, я заметил, что все они носят один и тот же тревожный и нервный окрас: я не успел, я опоздал, я не сделал, я устал. Понятно, что речь идёт о неправильном планировании и организации работы. Я некорректно рассчитал возможности своей мастерской, не в полной мере учёл время, которое у меня отнимает моя основная работа, не принял во внимание элементарную человеческую усталость, накапливающуюся со временем. В этом была заложена мина замедленного действия, влияние которой я почувствовал только на второй месяц своей работы.


Реальность разошлась с моими ожиданиями. Я видел, что, то же самое переживает и мой заказчик. Это было крайне неприятно. Мало того, что я стараюсь никогда никого не подводить, так ещё являюсь убеждённым сторонником качества и соблюдения сроков. Как я мог попасть в такую ситуацию? И опять я возвращаюсь к мысли о жёстком планировании и ответственности. Да, и об ответственности тоже! Потому что не будь мой заказчик таким интеллигентным со свойственными ему высокой культурой и чувством такта - проект мог бы закончиться для меня весьма плачевно. Думаю, мы оба сделали определённые выводы. Своими я ниже поделюсь.


Изобилия фотоматериалов в этот раз не будет. По понятным причинам съёмкой заниматься было некогда. Главное здесь - итоги, к которым я пришёл, сделав для себя важное умозаключение.


Колесо завертелось ...


В ноябре 2021 года я получил электронное письмо с вопросом: будет ли мне интересно изготовить два шкафа и один комод из массива бука и с покрытием эмалью? После уточнения некоторых конструктивных особенностей, элементов дизайна, размеров, финишного покрытия, ожидаемых сроков и прочих условий взаимодействия с заказчиком я решил, что вполне готов дней через 20-30 взяться за данный проект (эти дни мне нужны были для того, чтобы закончить работу над буковым шкафом, который вот уже полгода не спеша я делал себе домой). Одним из условий была ДОновогодняя закупка всех необходимых материалов: доска бука, фанера, мебельная фурнитура. Сроки изготовления решающей роли не играли (в пределах разумного, конечно), важным критерием было качество.


Через пару дней я съездил на объект и осмотрел помещение, где планировалось установить все три предмета мебели. Познакомился с заказчиком, точнее, с заказчицей по имени Наталья. Более подробно узнал о предпочтениях и пожеланиях, и всю следующую неделю готовил чертежи, схемы, сметы.


Прототипом явился вот такой шкаф.

На базе этой конструкции мы построили свой вариант шкафа и комода.

Прототип


В программе SketchUp я создал 3D-модель, по которой рассчитал объёмы и площади.


3D-модель гарнитура


В процессе работы я обратил внимание, что Наталья весьма глубоко погружена в околомебельную тематику. Мне это показалось не обычным, ведь я считал, что владение специальной терминологией, знание некоторых аспектов столярного ремесла, особенностей финишной отделки, принципа работы и устройства фурнитуры - это удел мужчин. Стереотипы, что поделаешь. Современное общество предъявляет человеку особые требования. Успешен тот, кто подходит к делу взвешенно и практично, видит на несколько шагов вперёд, и старается опираться на варианты, которые в 100% случаев дадут положительный результат в будущем. Такие люди выражают ограниченное количество эмоций и минимально полагаются на удачу. Работать с ними одно удовольствие. А мужчина это будет или женщина - уже не важно. Считаю, что в этот раз мне несказанно повезло, потому что помимо вышеперечисленных качеств в Наталье было заключено ещё и удивительное терпение, и особое понимание того, с чем и с кем ей пришлось иметь дело. 


В короткие сроки мы согласовали размеры и конструктив. И в какой-то момент решили заменить бук на ясень, так как их стоимость была сопоставима, но ясень давал больше стратегических преимуществ: лучшую стабильность при перепадах влажности и возможность получить более интересную финишную отделку. На изготовление, включая доставку и сборку я попросил 3-4 месяца, отсчитывая примерно от начала нового 2022 года (этого времени, по моим прикидочным расчётам, должно было хватить с запасом). То есть, к апрелю-маю проект должен завершиться.


Предстояла большая работа и надо было срочно заканчивать свой буковый шкаф, который занимал место в мастерской, а также подумать над финишной отделкой. Финиш предполагал открытопористую отделку поверхности с выделением пор патиной. Нужно было научиться красить, а для этого создать требуемые условия и приобрести оборудование, которое у меня и близко не стояло.


К середине декабря в мастерской, площадью 17 кв.м, помимо имеющегося инструмента и рабочей мебели было размещено 0,8 куб.м ясеня. Через неделю там "встал" компрессор со 100-литровым ресивером и "лёг" ощутимый по объёму набор элементов для покрасочной камеры: сосновые бруски, ДВП, ДСП, вытяжной вентилятор, фильтры, маска, гофры, шланги. Пришлось сильно уплотняться, чтобы сохранялась возможность пилить, строгать и собирать.


В конце декабря для Натальи я взялся выполнить ещё один заказ. Это была дубовая столешница. По договорённости, к её изготовлению я приступал в январские праздники, тем самым немного сдвинув сроки выполнения основного проекта. В мастерской добавился ещё 0,1 куб.м дуба.


Вроде всё было куплено, расставлено на свои места и готово для старта. Но вот незадача: рядом по-прежнему стоял незаконченный буковый шкаф, который изрядно мне подпортил нервы, стесняя мои движения и мешая вертеть двухметровые доски. Подготовительный этап для меня был крайне важным, потому шкаф пришлось оставить на "потом". А "рабочее" колесо проекта раскручивалось всё быстрее и быстрее.


Первый мой полноценный столярный рабочий день наступил в 11-00 часов утра 1 января 2022 года. Все последующие дни вплоть до 9-го числа я работал с 5-00 до 20-00 без перерыва на обед. Примерно по 15 часов в сутки. Нагрузки не велики, но тем не менее, с непривычки я изрядно уставал. К окончанию новогодних каникул оставалась покраска столешницы. И это был первый звоночек! Я не успел закончить работу в заявленные сроки.


Праздники закончились, добавилась основная работа. Примерно через полмесяца я в полной мере осознал, на какой режим трудовой деятельности мне нужно переходить, чтобы хоть как-то нагнать время.


В 18-00 у меня заканчивался основной рабочий день. Я ехал домой на ужин и примерно с 20-00 "выдвигался" в мастерскую. Как правило, с 21-00 в руках уже держал столярный инструмент. В 4-00 располагался на небольшом стуле и в положении "сидя" пытался поспать. Иногда получалось, иногда нет. В 5-00 звучал будильник, я собирался и ехал домой, чтобы принять душ, позавтракать и отвезти сына в школу, а жену на работу. С 9-00 до 18-00 я вновь был на своей основной работе. Следующую ночь я полноценно спал. Далее цикл повторялся.


В таком режиме я бодрствовал по 38-40 часов (было два рабочих момента, когда вынужден был не спать около 60 часов). Это сильно изматывало. Я боролся со сном, как мог. Постепенно к этому графику попривык.


Шли недели. Незаметно "пролетели" три зимних месяца. В начале февраля дней на 12-14 меня "свалил" короновирус (Covid-19). 24 февраля началась Специальная Военная Операция на Украине. Это внесло корректировки в некоторые планы и добавило нервозности из-за скачков цен, потому что предстояло ещё купить лакокрасочные материалы Renner, которые тоже "тянули" на приличную сумму. Над проектом я трудился по 3-4 ночи в неделю. Каждая такая "смена" длилась по 7 часов. Определённо, мне не хватало времени. Это был серьёзный просчёт, я не успевал. Сроки завершения проекта сдвигались.


Почти каждый раз, когда мы созванивались с Натальей и обсуждали состояние заказа, мне приходилось назначать новые даты. Она была крайне сдержана, но, тем не менее, в её голосе я ощущал нарастающее чувство раздражения и одновременно безысходности. Удивительным образом она никогда не переходила на повышенные тона, упрёки или осуждение. Нет, я ни в коем случае не пользовался её благородством или расположением. Напротив, получив дополнительную паузу, стремился нагрузить себя ещё сильнее, искал способ ускориться. Максимально эффективно, на мой взгляд, пытался задействовать все имеющиеся ресурсы: ночи, выходные и немногочисленные праздничные дни.


Дело шло к покраске первого шкафа. До этого я работал только с маслом для деревянной мебели от ТД Мартьянов. Но так как его укрывистости было недостаточно, а покрытие предполагало не только полную непрозрачность, но и открытые поры с заполнением их патиной (эффект старения), решено было использовать эмаль и лак. Формула простая: первым слоем укладывается грунт, потом проливается эмаль, в поры задувается патина и сверху всё это защищается прозрачным лаком. ЛКМ были от компании Renner. Для покраски применялся краскопульт.


Мастерская у меня оборудована в гаражном боксе площадью 18 кв.м. Бокс оборудован приточно-вытяжной вентиляцией. Я собрал покрасочную камеру, установил вытяжной вентилятор. Перед вентилятором поставил фильтр. Вроде всё по уму (по своему). Все прочие подготовительные работы были сделаны, осталось надеть маску, защитный костюм, смешать в нужных пропорциях жидкости (база+отвердитель+разбавитель) и начать красить. Про запах и опыл я ничего писать не буду. С запахом более-менее хорошо справлялись 3М-фильтры, опыл за достаточно короткое время оседал не только на фильтре вытяжного вентилятора, но и везде вокруг. В общем, покраска в условиях моей мастерской дело неблагодарное, затратное и вредное. Красил я тоже по ночам, чтобы лишний раз запахом не травмировать гаражных соседей.


Отмечу, что дело с покраской с места сдвинулось не сразу. Пришлось ехать к местным специалистам ЛКМ Renner на консультацию. Но, к моему удивлению, меня не только хорошо проконсультировали, но и на практике показали, как работать с их материалами. 


16 июня Наталье я привез первый шкаф. Пообещав, что весь проект закончу к августу, удалился. Расчёт в этот раз был почти верным, если бы не моё переутомление. Я снова "вышел из строя" и неделю-полторы ничего не делал. Комод инсталлировал 5 августа, а второй шкаф - 16 августа. Негабаритные детали шкафа я красил уже, воспользовавшись услугами столярного коворкинга.


Проект завершился с небольшими доработками и настройками. Мы встали перед этим гарнитуром и поделились впечатлениями. На вопрос Натальи, как я оцениваю свою работу, ответил, что чувствую неудовлетворённость, как, впрочем, и всеми своими работами. И эта неудовлетворённость больше формируется не от того, что я что-то сделал не так, а от того, что я мог бы сделать лучше, но реализовать эту возможность не сумел. Причину этого я вижу в недостатке инструмента, навыков, времени, габаритов мастерской. Если инструмент я непрерывно приобретаю, навыки и умения совершенствую, временем можно научиться управлять, то, например, высоту потолка в мастерской я изменить никак не могу, потому при покраске и сборке шкафов я испытывал серьёзные проблемы.


Наталья, на вопрос об оценке моей работы ответила, что не получила того "Вау-эффекта", на который рассчитывала. Праздника не вышло. Вклад здесь внесли сроки и усталость от долгого ожидания. Мебель устанавливалась поочерёдно с интервалом в месяц. Первый шкаф был воспринят повеселее, он был самым интересным и новым в плане обновления интерьера. Все остальные предметы уже казались обыденностью. Что касается отдельных мелких конструктивных недостатков, то здесь Наталья проявила определённую лояльность. Сказала, что прекрасно понимает особенности ручного изготовления мебели и принимает связанные с этим, так называемые малые пороки. Более того, в наличии таких пороков видит некоторый шарм, изюминку, так как они подчеркивают индивидуальность и неповторимость изделий, связанных с хэндмейдом (примечание: речь идет не о дефектах, а именно о незначительных отклонениях, не нарушающих дизайн, функциональность и эстетическое восприятие).


Ниже представлен фотоотчёт, раскрывающий некоторые технологические операции и этапы работы.


Калибровка заготовок на рейсмусе.


Калибровка заготовок 


Процесс склейки мебельных щитов (заготовки для будущих полок и филёнок боковых стенок).


Склейка мебельных щитов (фото 1)


Склейка мебельных щитов (фото 2)


Готовые мебельные щиты.


Склеенный мебельный щит


Мебельные щиты


Заготовки для стоевых корпуса, рамок фасадов и прочих элементов шкафов и комода.


Заготовки для корпуса шкафов и комода


Заготовки для корпуса и рамок фасадов шкафов и комода


Изготовление боковин рамно-филёнчатой конструкции.


Поперечины для рамок


Шканты в поперечинах


Сборка рамок на шканты


Рамка без филёнок


Фрезеровка пазов для установки филёнок.


Фрезеровка пазов на стоевых и поперечинах


Шлифовка мебельных щитов.


Шлифовка мебельных щитов


Фрезеровка канавок (имитация "евровагонки").


Фрезерование канавок (имитация "евровагонки")


Имитация "евровагонки"


Сборка боковин.


Сборка боковин шкафов (фото 1)


Сборка боковин шкафов (фото 2)


Сборка боковин шкафов (фото 3)


Изготовление рамок фасадов.


Изготовление рамок фасадов (фото 1)


Изготовление рамок фасадов (фото 2)


Заготовки (ламели) для филёнок фасадов.


Ламели для филёнок фасадов


Ламели для филёнок


Конструктивно филёнки фасадов представляют собой набор из отдельных ламелей, которые по ширине стыкуются между собой по принципу "шип-паз". Поэтому по длинной кромке одной ламели фрезеруется паз, по кромке, соседствующей с ней другой ламели - шип.


Фрезеровка шипов и пазов на ламелях


Торцевое сечение ламели


Готовые ламели.


Готовые ламели


Сборка рамно-филёнчатых фасадов.


Сборка рамно-филёнчатых фасадов (фото 1)


Сборка рамно-филёнчатых фасадов (фото 2)


Готовые рамно-филёнчатые фасады


Петли с доводчиком. Разумеется, без них (петель) никак.


Сверление отверстий под петли


Установка петель


Финишный этап изготовления карниза для шакафа.


Корона для шкафа


И вот, через некоторое время была собрана первая единица мебели. Какой же он красивый - этот ясеневый шкаф. Даже при не очень хорошем освещении в мастерской, выглядел он обворожительно. Этот красавец "встал" под потолок так, что я еле-еле корону (карниз) на него надел.


Ясеневый шкаф до покраски


Финишная отделка (покраска).


Закрашиваемая текстура


Покрасочная камера


Сейчас вся поверхность залита эмалью. Но минут через 20-30 разбавитель испарится, краска "провалится" в поры и на поверхности проявится удивительная текстура.


Залитая поверхность


Текстура ясеня под эмалью


В поры "задувается" патина. Убираются её излишки и поверхность покрывается прозрачным лаком.


Работа с патиной


Примерно так по задумке должна выглядеть наша состаренная поверхность.


Патина (другой ракурс)


Патина под лаком


Готовая финишная отделка


Следующим был изготовлен комод.


Комод (вид 1)


Комод (вид 2)


Комод (вид 3)


Ну, и ещё раз фото общего вида, которое знаменует конец проекта.


Общий вид шкафов и комода


Какие я могу дать рекомендации людям, которые ищут исполнителя для своих столярных работ?


Под исполнителем я понимаю не только частных мастеров, работающих в гараже, дома или на балконе, но и столярные группы и даже мебельные фабрики, имеющие в своём распоряжении солидный станочный парк, необходимые производственные площади, квалифицированный персонал и большой опыт в своём деле.


Выбор зависит от удобства взаимодействия с исполнителем, степени доверия к нему, масштаба заказа, сроков. Серьёзные заказы (например, меблирование целой комнаты, квартиры или дома) надёжнее поручать большим производствам. Здесь требуется тщательная проработка проекта. В процесс, как правило, вовлекаются переговорщики, замерщики, дизайнеры, конструкторы, столяры, шлифовщики, маляры, комплектовщики, доставщики/грузчики/сборщики. При добросовестном отношении к своей работе каждого специалиста будет достигнут желаемый результат.


Это не означает, что толковый столяр-одиночка не справится с подобным проектом. Но такого надо ещё найти. При этом обязательно нужно учесть, что какой бы гениальный мастер не был, временные рамки проекта будут неизбежно растягиваться. И происходить это может не только вследствие ограниченного количества рабочих рук, но и по причине поломки станка/инструмента, семейных обстоятельств, переутомления, болезни и прочих форс-мажоров, которые вас будут раздражать или даже пугать.


Сравнивать эти две категории исполнителей по критерию ценообразования я не берусь. Кастомные (индивидуальные) проекты фабрика дёшево делать не будет. Опытный столяр, дорожащий своей репутацией, тем более.


Если заказ не представляет собой что-то большое и сложное, то вполне можно поручить его выполнение мастерам, которые ещё только начинают свой столярный путь. Их уровень не позволит взять с вас много денег, они работают на своё портфолио, имя и это для них сейчас первостепенная задача.


Качество во всех трёх случаях будет на высоком уровне.


1) Читайте отзывы, смотрите портфолио, пользуйтесь сарафанным радио.

По этим параметрам всегда можно оценить уровень подготовки мастера, его отношение к своей работе и отношение к нему со стороны заказчиков/клиентов. Несмотря на то, что отзывы часто пишутся на эмоциях (как негативных, так и позитивных), общее состояние дел, всё же, представить реально.


2) Посетите мастерскую, в которой планируется работа над вашим заказом.

Нередки случаи, когда полнофункциональной мастерской может не быть или она может вообще отсутствовать. В этом случае мастер часть работ (например, столярные и малярные) передаёт на аутсорсинг в другие мастерские, а сам выполняет роль дизайнера, проектировщика, закупщика, доставщика, сборщика и т.д. То есть, занимается координацией проекта и, если он имеет в этом деле значительный опыт и уже наработал хорошую репутацию (см. пункт 1), то ему вполне можно доверять. Такие заказы так же будут выполнены на высоком уровне. Если мастерская существует, то здесь, в первую очередь, нужно обратить внимание на размеры помещения и соотнести их с габаритами своего заказа. Стоит задать вопрос, каким образом будет происходить сборка (если таковая предполагается) в случае превышения размеров изделия над размерами свободного пространства помещения? Но это так, мысли вслух. В реальности вы никогда не определите, где может возникнуть препятствие. Важно, чтобы оно было преодолимым.


Отдельно отмечу о беспорядке в мастерской. Пусть вас это не пугает. Образцовых мастерских очень мало. И, как правило, порядок поддерживается/наводится исключительно для красивой картинки, в случае публичности или на время приёма клиентов. В периоды работы в мастерских царит хаос. Но этот хаос управляемый и контролируемый. Конечно, откровенного бардака, бесхозности и нагромождённости быть не должно. Всё-таки, мастерская это "лицо" мастера и рабочее место его должно выглядеть достойно.


3) Поинтересуйтесь, является ли данная профессия для мастера основной или он занимается этим в качестве хобби?

Если ваш заказ мастер будет выполнять вне своего основного рабочего времени, то у вас могут возникнуть проблемы. Этот случай, как раз мой, и я о нём написал выше. Всё зависит от объёма работ. Вполне возможно, что для выполнения заказа потребуется неделя или две, тогда страшного ничего не произойдёт. На такой заказ можно взять отпуск или запланировать его на череду праздничных дней. В противном случае, сроки будут растянуты на месяцы/годы, либо вообще возникнет риск невыполнения.


4) Поинтересуйтесь, какие алгоритмы или программы будут положены в основу при расчёте сроков и объемов требуемых материалов?

Например, при расчёте материалов я использовал программу SketchUp, и созданная там 3D-модель мне позволила с высокой точностью рассчитать объем закупаемой древесины и лакокрасочных материалов. Сроки изготовления я взял с "потолка", опираясь на свой опыт при выполнении предыдущих проектов. Но его оказалось недостаточно. Те проекты, можно сказать, были "детскими" по сравнению с этим и многого не учитывали. Этот момент нужно постараться выяснить. Широко распространённый приём - "пальцем в небо" должен быть обоснованным.


5) Поинтересуйтесь, имеются ли в вашем проекте операции, с которыми мастер ранее не сталкивался?

В любом индивидуальном заказе будут такие операции. От проекта к проекту сложность их будет меняться, но исполнителя не должен смущать этот вопрос. Новое - это норма нашей жизни и способность адекватно реагировать на новое и успешно взаимодействовать с ним, как раз и выделяет сообразительного и умелого человека среди всех остальных. В моём случае стояла задача сделать финишное покрытие, про которое ранее я только читал и смотрел видео. Но, считаю, что справился замечательно. Говорю это без всякого бахвальства. У меня действительно получилось качественное и красивое покрытие.


6) Постарайтесь заключить договор или получить какие-то письменные гарантии.

Бумага придаст вам уверенности, а исполнителя будет "подталкивать", непрерывно напоминать ему об ответственности.


Точную пошаговую инструкцию для выбора исполнителя дать невозможно. Всегда придется полагаться на свою интуицию и жизненный опыт. Хотите вы или нет, придётся рисковать.


Какой очевидный вывод из всей этой работы я сделал для себя?


Никогда не брать заказы, которые не подходят под условия мастерской, не руководствоваться ощущениями при расчёте сроков, не опираться на убеждение о красивом и быстром решении всех возникающих проблем, иметь в наличии минимально необходимый парк ручных инструментов.


Проигнорировав эти условия и не имея серьёзного опыта, я пошёл на данный отчаянный шаг. В результате изменил своим принципам, затянул проект, подвёл заказчика, сам выбился из сил и получил далеко не самые положительный эмоции.

Нет комментариев
Добавить комментарий