Отчёт об изготовлении кормушки получился достаточно внушительный: более 300 фотографий объединены в группы по 2-6 штук и, несмотря на это, его всё равно пришлось разделить на 2 части. В первую половину вошли краткая справка об истории создания прототипа рассматриваемой модели, цели работы и начало столярных действий. Во вторую - окончание столярных операций и творческий поиск по назначению изделию цветовой схемы. Сокращать материал я не стал, посчитал, что в таком виде он наиболее полно отразит нередко скрытые от глаз наблюдателя важные моменты работы и суть профессии столяра в целом.
Часть 2
Для соблюдения единого "волнового" стиля, дно кормушки выполним соответствующей формы. Прорисовываем контуры карандашом, далее пилим, фрезеруем и шлифуем.
Вырежем из картона шаблон и по нему изготовим фигурные торцевые планки (причелины).
Разметим и просверлим отверстия для крепления причелин.
Проведём тестовую сборку. Закроем отверстия под саморезы заглушками.
С внешней стороны донца (основания) профрезеруем четыре глухих отверстия диаметром 16 мм для установки опорных ножек и приклеим их.
Для соединения и фиксации двух половин основания кормушки применим распространённое средство - "Ласточку Хофмана". Это не только общепризнанный способ крепления, но и отличный дизайнерский элемент.
Обычно этот приём используется в изделиях из ценных пород древесины, но в моём случае это не актуально, поэтому я без особого смущения взял сосну и из неё вырезал две "бабочки". Форму, кстати, данные "соединители" могут иметь различную. В интернете можно найти огромное количество чудесных реализаций этого метода.
По форме бабочек вырезаем пазы в основании. Признаюсь, мне это далось не легко. Особую трудность вызвала работа стамеской, купленная в обычном строительной магазине. Здесь я понял, насколько важен и ценен в столярном деле качественный и острый режущий инструмент. Один-два раза "сэкономить" на нём можно, но регулярно "выезжать" на низкосортном бытовом "металле" - дело бесперспективное и даже вредное.
Чтобы ограничить доступ внутрь кормушки крупным птицам, сделаем дверку. Через неё же будет осуществляться загрузка корма.
Изготовим деревянный шарнир для двери.
Для крепления шарнира на фронтоне, профрезеруем в последнем паз. Используем для этого шипорезное приспособление.
Доработаем шарнир и вставим его в паз.
В дверке сделаем паз для установки запирающего механизма. Как же без него? Без замка дверь - не дверь.
С противоположной стороны фронтона профрезеруем паз под "язычок" (засов) замка. В обоих случаях применяем ту же "шипорезку". С внешней стороны фронтона в отверстие ставим заглушку.
Изготовим "язычок".
Соберём запирающий механизм.
Заглушки на боках фронтонов смотрятся не красиво. Заклеим их полосками шпона. Отшлифуем.
Столярный этап закончен. Все детали подготовим к финишной отделке. Поверхности тщательно шлифуем (зерно 120 грит), где надо подшпаклёвываем.
Специальных знаний по теории цвета у меня нет. Грамотно сочетать оттенки и подбирать композиции мне еще предстоит научиться. На сегодняшний день в этой сфере я многое делаю интуитивно. Чтобы определиться с цветовой схемой кормушки, я поступил следующим образом: сфотографировал собранное (естественно, неокрашенное) изделие и "вывел" на печать на бумаге. Далее "вооружился" цветными карандашами и методом перебора стал искать приемлемый вариант.
Было несколько понравившихся мне вариантов (например, обведённая в синий кружок коричнево-голубая схема), но учитывая свойства древесины сосны, её текстуру, имеющиеся на данный момент колеры и опираясь на образцы пробных выкрасов, я решил остановиться на чёрно-жёлтой расцветке (вариант обведён в красный кружок).
Позже стало казаться, что с этим я поспешил. Надо было еще поэкспериментировать и всё же попробовать реализовать идею с сине-голубым корпусом и коричневой крышей.
В качестве финишного покрытия кормушки использовано прозрачное фасадное масло от ТД "Мартьянов", колер "Жёлтый" и "Уголёк" и твёрдый воск этого же производителя.
Отмечу, что мартьяновское масло является бесплёночным. Его защитные свойства основаны на проникновении в верхние слои древесины и последующей полимеризации в них. Для уличных изделий такой способ защиты более предпочтителен. Полимер не растрескивается, не отслаивается и не нарушает внутренней структуры материала. Дерево дышит и при этом остаётся влагостойким.
Тонированное масло наносим кистью. Выдерживаем минут 30-40 пока впитается и тщательно вытираем излишки сухой безворсовой салфеткой.
Обязательное условие при работе с маслами - своевременная утилизация использованных (промасленных) материалов. Масло при окислении выделяет тепло, что может привести к пожару!!!
Пигмент очень хорошо проявляет текстуру дерева. Смотрится красиво.
Спустя сутки, после полного высыхания первого слоя наносим второй слой прозрачного масла. Через пару-тройку дней поверхности растираем твёрдым воском. Он даёт дополнительную прочность и небольшой глянец.
Приклеиваем шарнир с дверкой к фронтону.
Осуществляем финишную сборку.
Готовое изделие с разных ракурсов.
В целом кормушка получилась достаточно хороша. Всё при ней: и плавные формы, и тёплые цвета, и функциональность, и надёжность. А главное, нет ни одного "торчащего" снаружи самореза.
Конечно, этот экземпляр серьёзно отличается от того, который я сделал три года назад ребёнку в школу. Сравнивать их, приводя к общему знаменателю будет не корректно. Ведь за это время у меня появился почти профессиональный столярный инструмент, место, где я могу мастерить и самое главное - бесценный опыт. Если всё сложится удачно, то ли еще будет через десять-двадцать лет!
Эту работу я выполнил для души и .... для наших пернатых друзей. Посмотрим, как у них будут "гореть" глаза при подлёте к этому "Зимнему Пабу".